imho.ws |
![]() |
![]() |
![]() |
# 1 |
Guest
Сообщения: n/a
|
Как мы убиваем наш футбол.
Убежден, что истоки падения уровня нашего футбола надо искать в организации работы с детьми. Именно там мы убиваем природу футбола - удовольствие от игры. Именно оттуда в наш профессиональный футбол приходят не игроки, а ремесленники, которые не играют на футбольном поле, а «работают». И если смотреть правде в глаза, то нужно признать, это именно мы, взрослые - родители и тренеры - все те, кто имеет отношение к "организованному" детскому футболу, своими недальновидными действиями грубо вмешались в продиктованную эволюцией логику формирования футбольной личности, исковеркали ее и направили в ложную сторону. И именно мы невольные виновники того глубочайшего кризиса. который поразил наш футбол.
На мой взгляд, дело обстоит так. Потенциальные возможности будущего футболиста распределяются приблизительно следующим образом: около 80% потенциала заложено в его внутренней, генной, природной основе, а 20% - может быть им приобретено извне. Внутренний потенциал. Его невозможно «вскрыть» извне. Его может открыть только сам игрок, а ключ, открывающий его, находится внутри игрока и проявляется в чувственной форме: «нравится» - «не нравится». Если срабатывает «нравится», то потенциал открывается и начинает работать - принимать информацию, наслаждаться ею, осваивать происходящее, запоминать, накапливать, улучшать и т.д., в общем, развивать в своем внутреннем мире то, что оказалось близким и доставляющим удовольствие именно этому игроку. Понятно, что перспектива и КПД такой работы будут очень высокими. Если срабатывает - «не нравится», то внутренний, генный мир игрока не откроется и КПД, а значит и перспектива достижения совершенства в этом деле, будут очень низкими. В состоянии «свободы выбора» игрок этим просто не будет заниматься, а в условиях «учебно-тренировочного процесса», где он вынужден делать то, что говорит тренер, результат будет минимальным и ущербным, без фантазии и воображения, а значит невариативным и безличным. Внешний потенциал. Это то, что игрок способен получить в процессе обучения. Здесь «золотым ключиком» является наличие «осознанной необходимости» освоения того или иного футбольного приема или, другими словами, навыка. Формирование у игрока «осознанной необходимости» освоения какого-нибудь элемента игры может идти по-разному, но если она не сформирована, то КПД будет очень низким, а потенциал так и останется «перспективой». В то же время, если формирование «осознанной необходимости» не подкреплено внутренней, генной частью потенциала, а основано на требовании, т.е. осуществляется «из-под палки», процесс освоения будет некачественным и медленным. Логично было бы попытаться использовать 80-ти процентный внутренний потенциал игрока, создавая условия для полного проявления внутренних генных возможностей ребенка, скрупулезно отобранных и переданных ему по наследству предыдущими поколениями. Природа именно так и действует - дает вначале развиться внутреннему потенциалу, а затем дополняет его приобретением чужого опыта. Причем такая последовательность дает возможность перерабатывать чужой опыт в своем собственном понимании, в своем собственном механизме саморазвития, который формируется в процессе познания внутреннего потенциала. Мы же решили, что можем управлять футбольной природой игрока, сразу переключившись на освоение внешней части его потенциала и тем самым «заморозив» внутреннюю - большую его часть, недоступную извне. Нас вводит в заблуждение существенное ускорение процесса приобретения элементарных футбольных умений. Мальчишки быстро становятся похожими на маленьких профессионалов. Они быстро обучаются, но чему? и какой ценой? Насильно раскручивая наружный 20-процентный потенциал, мы, по-существу, лишили своих мальчишек перспективы в угоду сиюминутной выгоде - быстрому обучению элементарному механическому футболу, приносящему видимость результата. Радуясь тому, что 10-12-тилетние мальчишки быстро научились попадать по мячу, соблюдать игровую дисциплину, симулировать травмы и добывать всеми правдами и неправдами очки, теша тем самым наше взрослое самолюбие, мы все время живем в ожидании реализации «перспективы»- вот, когда они вырастут - они всем покажут, ведь они уже сейчас играют как взрослые! Но все происходит с точностью до «наоборот». Чем взрослее становятся наши «футбольные вундеркинды», тем меньше надежд они подают, а их перспектива, так и остается нереализованной. С этой нереализованной перспективой они приходят в сборную России и там мы продолжаем ждать от них ее реализации, но безуспешно. В конце концов, мы оставляем свои надежды, переключаемся на очередную группу «перспективных» молодых игроков и опять тщетно ждем реализации их перспективы. Понимаем ли мы, что при таком подходе к формированию личности футболиста (да и не только футболиста) мы никогда этого не дождемся? Ведь результат в детском футболе на самом деле не имеет смысла, он будет необходим только в серьезном взрослом футболе, а без реализации основной части внутреннего потенциала, которая возможна только в детском возрасте, во взрослом «зрелищном» футболе, в футболе по-настоящему профессиональном, делать нечего. Поэтому, все наши «звезды», начиная с Саленко и заканчивая Сычовым, так и остаются «молодыми перспективными игроками», в лучшем случае способными играть во вторых дивизионах ведущих европейских футбольных держав. При таком подходе к формированию личности, наши мальчишки сразу же попадают в заведомо проигрышное положение. Какой-нибудь африканский или американский мальчишка, предоставленный на несколько лет «самому себе» и имеющий возможность просто «гонять мяч во дворе», раскручивает потихоньку свой 80-ти процентный потенциал, самостоятельно учится добывать такие сладкие крупицы удовольствия, оставив на будущее знакомство с «тренерским опытом» и «учебно-тренировочным процессом», хорошими полями, красочными турнирами и призами. Он учится главному и единственному, чему можно научиться в его положении - он учится получать удовольствие от игры, изо-всех сил напрягая свой огромный 80-типроцентный внутренний потенциал, ибо черпать ему больше неоткуда. У него нет пяти тысяч детских тренеров, которые с 7-летнего возраста уже приставлены к русским мальчишкам, его не ждут турниры и чемпионаты с призами и освещением в печати, раздачей скороспелых авансов в виде признания «лучшим игроком» и званий «перспективный». Он просто получает удовольствие от игры. И привыкает к этому так, что никто впоследствии не может его от этого отучить. Мало того, что он получает эту основу, залог его футбольного будущего, он еще и раскручивает вместе с «удовольствием» свой, доступный только ему, внутренний потенциал. И, более того, он отодвигает на несколько лет свое знакомство с тренером, чтобы подойти к этому в более зрелом возрасте, с возможностью другой мотивации, другим уровнем осознания и, что очень важно, со своим, личным, взглядом на игру . На протяжении последних 20-30 лет наша «футбольная система подготовки резервов» по своему объему приобрела масштабы, сравнимые разве что с европейскими, если не с мировыми. Пять тысяч дипломированных детских тренеров, более тысячи детских спортивных школ, культивирующих футбол, солидная материальная база, какой нет ни в одной стране мира. Наберется ли такое количество детских футбольных дипломированных специалистов во всей Европе или даже во всем мире? Вряд ли. И что же? Каковы результаты? О результатах работы этой системы - не просто стыдно говорить, но и подумать неудобно. Раздув до грандиозных размеров свое вмешательство в процесс формирования личности футболиста, мы оказались у разбитого корыта, ничего кроме самой системы не получив. Сегодня мы пожинаем плоды своего «самого заорганизованного футбола в мире», построенного на самоуверенном и высокомерном мнении о нашем превосходстве над природой. Нам срочно необходимо избавляться от ложного величия организационного и материального факторов в футболе и понять, что выше ИГРОКА нет в футболе никого, а ценность футбола - во внутреннем мире этого игрока. Все остальное - вторично. Лучшие специалисты европейского футбола давно поняли это. Они давно стремятся «проникнуть в голову игрока», как говорил директор молодежной Академии футбольного клуба «Ливерпуль» Стив Хэйвэй. А южноамериканцы, по-моему, об этом никогда и не забывали. Что нужно, чтобы и мы это поняли? Отдадим ли мы когда-нибудь обратно нашим талантливым мальчишкам приоритет в выборе направления развития своих природных способностей, который отобрали у них, приставив к ним с 6-7 -летнего возраста так называемых «детских тренеров», а на самом деле - взрослых людей, решающих свои взрослые жизненные задачи? Сможем ли мы признать, что, форсируя результат и теша свое взрослое тренерское самолюбие сиюминутными успехами и победами в придуманных нами, взрослыми, детских «гладиаторских» чемпионатах и турнирах, мы ломаем и коверкаем личности маленьких русских «пеле» и «дементьевых», превращая их в лучшем случае в «перспективных молодых игроков», так никогда и не раскрывающих свою эфемерную перспективу? Поймем ли когда-нибудь, что путь, который мы избрали из благих побуждений - научить мальчишек играть в классный футбол - порочен в своем направлении, ибо выбор направления нельзя диктовать извне - его должен найти для себя лично каждый маленький «игрок»? Нашей же задачей должна быть констатация этого «личного» направления, а не указание - куда идти. И только после этого - оказание помощи в быстром продвижении по выбранному им направлению. Только тогда мы будем получать для нашего футбола «штучный товар» - футбольные индивидуальности, классных футболистов, непохожих друг на друга. Одним словом ЛИЧНОСТИ. И только тогда прекратится наше неуклонное сползание на задворки футбольной цивилизации. |
![]() |
# 2 |
ಠ..ಠ
Регистрация: 22.09.2003
Адрес: Moscow
Пол: Male
Сообщения: 1 940
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Да у нас нет детского футбола в принципе, все площадки развалены, у меня около дома сделали 1-но классное поле для футбола, но играть там нельзя, т.к. там играют за деньги состоятельные граждане, и выкупают сразу на весь день поле. Детей выгоняют на асфальт, или в парк. Тоже самое творится и с хоккеем, была возле дома "Золотая шайба", которую заливали раньше и было освещение, даже сетка на воротах была, щас зимой никто ничего не заливает, света нет, собаками все загажено, плюс и автомобили начали там ставить, какие-то умники ночью снесли пол стены и теперь там паркуются.
__________________
Зерна отольются в пули Пули отольются в гири Таким Ударным инструментом Мы пробьем все стены в мире |
![]() |